Спасти пятнистых оленей от слепой руки власти требуют ученые


1. Исходные данные.


      По инициативе ВНИИприроды с целью сохранения и восстановления дикого пятнистого оленя в 1976 г. его аборигенные популяции, обитающие на  юго-востоке Приморского края в междуречье Партизанской и Аввакумовки и на о. Аскольд, были внесены в Красную книгу СССР, а в 2001 г. в Красной книге Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона об охране окружающей среды границы охраняемых популяций определены по контуру соответствующих трех административных районов (Партизанский, Лазовский и Ольгинский).


      В Красной книге страны все 40 лет дикий пятнистый олень имел статус 2 категории – «сокращающиеся в численности». В связи с успешным процессом восстановления пятнистого оленя в Приморском крае секция экспертов по млекопитающим 23.12.2003 приняла решение рекомендовать Министерству изменить статус пятнистого оленя на 5 категорию —  «восстанавливающиеся».


       В результате установленной законодательной охраны в рамках ведения федеральной Красной книги, благоприятного погодно-климатического периода и активной работы Лазовского заповедника материковая популяция аборигенного дикого пятнистого оленя к настоящему времени увеличилась до 5-6 тыс. особей,  численность вида на землях охотничьего фонда, где обитают потомки беглых парковых оленей, превысила 20 тыс. животных, что позволило в течение последних 25 лет эксплуатацию этого охотничьего ресурса. Результаты восстановления были достигнуты благодаря сложившейся в Приморье за десятилетия сбалансированной системы мер по использованию ресурсов вида и его охране. Стабильное состояние ресурса и даже периодическое его увеличение свидетельствуют об эффективности действующих мер. В настоящее время серьезные объективные основания для их отмены отсутствуют.


      В 2003 г. председатель правления Приморского краевого общества охотников и рыболовов Т.С. Арамилева инициировала кампанию по исключению аборигенных популяций дикого пятнистого оленя из Красной книги России, что позволило бы местным охотникам начать её эксплуатацию. Т.С. Арамилева представляет интересы небольшой группы заинтеренных лиц (далее Арамилева и К°), арендаторов земель охотничьего фонда именно в пределах обитания материковой аборигенной популяции и юрисдикция Красной книги России, распространяющаяся на  данный природный ресурс, мешает им заниматься своим бизнесом. Выдвинутые заявителями главные мотивы этой акции: высокая численность популяции, отсутствие каких бы то ни было ей угроз, искусственность разделения пятнистых оленей на диких и потомков беглых парковых оленей, поскольку они убеждены, что население пятнистого оленя в Приморском крае однородно по генетическому и фенотипическому составу и придавать какой-то отдельной его группировке особый природоохранный статус недопустимо, особенно потому, что у всех оленей мясо одинаково вкусное.


      Как показало наше тщательное расследование, все эти доводы «надуманы» и не имеют под собой научной аргументации, лишь свидетельствуют о дилетантизме заявителя и соучастников этой беспрецедентной кампании. Именно поэтому на протяжении 13 лет неоднократные попытки Арамилевой и К° (2003, 2006, 2007, 2008, 2009 гг.) добиться исключения популяции дикого пятнистого оленя из Красной книги отклонялись органами исполнительной власти с мотивировкой «отсутствие веских научных оснований». И это справедливо.


      Однако «капля камень точит». Совершенно неожиданно при рассмотрении проекта актуализированного перечня объектов животного мира для занесения в новое издание Красной книги России секция экспертов по млекопитающим (В.В. Рожнов: председатель секции ручного управления) Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Минприроды России (далее Комиссия) 15.01.2015 г. без представления объяснений и дискуссии по этому наболевшему вопросу большинством голосов  принимает решение об исключении дикого пятнистого оленя из Красной книги страны. Сложилось впечатление, что вопрос давно был решен кулуарно и для его решения ждали подходящего случая. Однако на этом чудеса не закончились.


      12.10.2015 г. на заседании Бюро Комиссии после выступления представителя «ВНИИ Экологии» с обоснованиями о недопустимости исключения дикого пятнистого оленя из Красной книги России принимается решение об исключении дикого пятнистого оленя из последней. При этом не приводится никаких объяснений принятия такого решения. Почему это сделано? Вопрос остается без ответа!


2. Позиция «ВНИИ Экология» и Лазовского госзаповедника


      Позиция «ВНИИ Экологии» (ранее ВНИИприроды) и Лазовского государственного заповедника остается неизменной: в силу высокой уязвимости к природным и антропогенным воздействиям в экстремальных условиях существования на северной окраине видового ареала и несовершенной системы государственной охраны на всем ареале и несовершенной территориальной охраны в районах обитания материковой популяции аборигенного пятнистого оленя (3 приморских района на юго-востоке Приморского края и о. Аскольд) её состояние крайне неустойчиво, о чем свидетельствуют регулярные резкие флуктуации численности и ареала. Учитывая эти неблагоприятные природные и антропогенные факторы в условиях безудержного браконьерства, которое в настоящем наносит ущерб популяции больший, чем хищники и падежи в многоснежные периоды, отменять особую государственную охрану аборигенных популяций дикого пятнистого оленя нельзя.


3. Последствия принятого Минприроды России ошибочного решения по рассматриваемому вопросу


       Снятие а на открытую охоту на пятнистых оленей аборигенной материковой популяции в условиях разнузданного браконьерства, когда даже в период действия полного а в рамках ведения федеральной Красной книги браконьеры истребляли в среднем 30-50 оленей ежегодно (а в отдельные годы до 200 оленей) только в одном Лазовском районе (!), означает открытие бойни оленей. Дав дорогу хищному использованию ресурса «в самом сердце популяции», исполнительная государственная власть фактически обрекла её на быструю деградацию и утрату всех достигнутых успехов в восстановлении вида за последние 40 лет, перечеркнула перспективы поддержания высокой численности тигра в этом секторе Южного Приморья и планы создания в пределах этих территорий вторичного очага обитания леопарда, предусмотренные в Стратегии сохранения дальневосточного леопарда в Российской Федерации, утвержденной Минприроды России № 29-р от 19.11.2013 г.


4. Придание гласности деталей этой возмутительной истории


     Результаты нашего тщательного расследования всех деталей кампании по исключению популяций аборигенного дикого пятнистого оленя из Красной книги России в рамках административных действий, фальсификации результатов привлеченных научных исследований, с поименным названием ответственных действующих лиц, принимавших заведомо ошибочное государственное решение по вопросам обеспечения сохранения ценного природного ресурса, а также научные аргументы необходимости сохранения аборигенных популяций дикого пятнистого  оленя в составе Красной книги России на постоянной основе в настоящее время сведены в обзор «Дикий аборигенный пятнистый олень и Красная книга Российской Федерации», Присяжнюк В.Е, 80 стр., который передан в печать.


5. Государственные организации, на которые были возложены задачи по разработке и обеспечению сохранения уникальных популяций дикого пятнистого оленя (аборигенные популяции) в Приморском крае, чье мнение было просто проигнорировано уполномоченными органами исполнительной власти


1) Лазовский государственный заповедник


     Организован в 1935 г. с целью сохранения уникальных представителей маньчжуркой фауны и, в первую очередь, исчезающего дикого пятнистого оленя. В течение 80 лет заповедник в тяжелейших организационных условиях выполнял свои задачи и только благодаря его усилиям удалось сохранить этот вид от исчезновения и восстановить в пределах ареала. И сейчас он продолжает вести непримиримую борьбу с браконьерами всех мастей совершенно без поддержки уполномоченных местных властей и Центра. До сих пор государственная исполнительная власть в нарушение закона «Об особо охраняемых природных территориях» не утвердила охранную зону вдоль всей его границы и препятствует восстановлению заповедного режима на ранее исключенных из его территории важнейших стациях обитания пятнистого оленя в пределах долин и морского побережья. Нерешение этого важнейшего вопроса препятствует заповеднику эффективно выполнять возложенные на него функции по сохранению популяции.


     В период рассматриваемой кампании по исключению пятнистого оленя из Красной книги России заповедник 6 раз представлял научные обоснования в его защиту, но так и не был услышан.


2) «ВНИИ Экология», ранее ВНИИприроды


     «ВНИИ Экология» (ранее ВНИИприроды), будучи по факту научной организацией – куратором дикого пятнистого оленя*, в связи с запросами Минприроды России по вопросу о статусе аборигенных популяций дикого пятнистого оленя и его охраны в составе Красной книги Российской Федерации за последние 13 лет направил в Министерство, Комиссию, в секцию экспертов по млекопитающим этой Комиссии более 10 документов с аргументированными обоснованиями необходимости продолжения государственной охраны этого ценного и чрезвычайно уязвимого природного объекта в рамках Красной книги Российской Федерации (в Министерство: №01-29/135 от 24.04. 2007 на 18 стр.; № 02-5/152 от 19.06.2009, документы на 16 стр.; № 01-29/89 от 02.03.2015 на 5 стр.; письмо Министру природных ресурсов и экологии с «Обоснованиями» от 05.05.2015 на 4 стр.; в секцию экспертов по млекопитающим № 01-29/89 от 02.03.2015 с пакетом документов, в том числе Рекомендации «ВНИИ Экология» от 24.02.2015 на 4 стр. и др. Обоснования необходимости обеспечения особой охраной аборигенных популяций дикого пятнистого оленя в Приморье в составе Красной книги Российской Федерации были приведены на сайте ВНИИприроды в 2007-2009 гг., 18 стр.)


     Руководители уполномоченных органов исполнительной власти (Минприроды России, руководство бюро Комиссии и руководство секции экспертов по млекопитающим этой Комиссии) не захотели принять к сведению обоснования двух ведущих государственных научных организаций («ВНИИ Экология» и Лазовский государственный заповедник), уполномоченных государством осуществлять разработку стратегии сохранения и обеспечивать практические мероприятия по охране уникального представителя маньчжурской фауны, ценного и чрезвычайно уязвимого дикого пятнистого оленя, сохраненного в фауне страны только благодаря действиям именно этих двух организаций.


      *В рамках утвержденной государственной проблематики ВНИИприроды на протяжении последних 45 лет проводил неоднократно исследования состояния популяции аборигенного дикого пятнистого оленя и его статуса; на основании представленных им рекомендаций эти популяции были занесены в Красную книгу СССР в 1976 г., что обеспечило выживание и восстановление материковой аборигенной популяции дикого пятнистого оленя; на протяжении последующих 40 лет участвовал в мониторинге состояния этих популяций (подготовка видового очерка для 3-х изданий Красной книги страны, 1978, 1984, 2001); по тематике сохранения, мониторинга и восстановления этого вида специалистами Института опубликовано более 50 научных статей, защищены две диссертации, написаны обзоры и разработаны программы: «Мероприятия по восстановлению дикого пятнистого оленя в Приморском крае» (М.: ВНИИприроды, 1978: 29 с.), «Пантовое оленеводство в системе зоокультуры страны и предложения по интенсификации отрасли («Состояние пантового оленеводства в Приморском крае»; М.: ВНИИприроды, 1986: 19 с.); Предложение о мерах по стабилизации состояния популяции дикого пятнистого оленя в Лазовском заповеднике и обеспечения его выживания в Приморском крае (рукопись). – М.: ВНИИприроды, 1990. — 8 с.; проект Государственной программы сохранения и восстановления аборигенного пятнистого оленя (М.: ВНИИприроды, 1991: 57 с.).

Источник: Спасти пятнистых оленей от слепой руки власти требуют ученые

Похожие записи

Добавить комментарий