О некоторых итогах Года экологии в России для охотничьих животных


С первых дней 2017 года был принят приказ Минприроды России от 11 января 2017 г. № 4 «О внесении изменений в Перечень ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 ноября 2010 г. № 491, и Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 138», направивший свое регулирующее воздействие на кабана.


Приказом дополнен Перечень ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, утвержденный приказом Минприроды России от 10 ноября 2010 г. № 491, мероприятиями, предусматривающими:


обеспечение максимального снижения численности охотничьих ресурсов при возникновении эпизоотий особо опасных болезней охотничьих ресурсов в той части охотничьих угодий, которые подвержены эпизоотии или находятся в угрожаемой зоне, на основании решения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о регулировании численности охотничьих ресурсов,


обеспечение создания буферных зон, свободных от диких кабанов, шириной до 10 км вдоль государственной границы Российской Федерации и вокруг свиноводческих комплексов, имеющих III-IV компартмент, при угрозе возникновения и распространения африканской чумы свиней среди диких кабанов.


Вопрос один – куда смотрит Минюст России, регистрируя такие приказы?


Использованные формулировки «максимальное снижение численности», «части охотничьих угодий, которые подвержены эпизоотии или находятся в угрожаемой зоне», «зоны, свободные от диких кабанов», «угроза возникновения и распространения африканской чумы свиней» являются категориями оценочного характера, так как не содержат критериев для снижения численности, а также условий и оснований для принятия решений о «подверженности эпизоотии» охотничьих угодий или их «нахождении в угрожаемой зоне» либо «возникновении и распространении» АЧС среди диких кабанов.


Кроме того, абсолютно необоснованно создание буферных зон вокруг свиноводческих комплексов, имеющих III-IV компартмент, то есть высокий уровень биологической защиты, а вокруг свиноводческих комплексов, имеющих компартменты I и II – незащищенные или низкого уровня защиты, принятие таких мер не требуется.


В соответствии с положениями Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. № 258 (далее – Правила), система компартментов применяется для целей обеспечения благоприятного эпизоотического статуса свиноводческих хозяйств различного типа и предотвращения распространения заразных болезней животных на территории Российской Федерации. Определение зоосанитарного статуса хозяйств (далее – компартментализация) производится на основе анализа рисков, связанных с распространением возбудителей заразных болезней животных, включая болезни, общие для человека и животных, и заразных болезней человека, для которого свиньи могут служить активным или пассивным переносчиком, и характеризует степень защищенности компартмента. Согласно пункту 4 Правил по результатам компартментализации хозяйство относится к следующим компартментам:


— Компартмент I — незащищенные от угроз хозяйства;

— Компартмент II — хозяйства низкого уровня защиты;

— Компартмент III — хозяйства среднего уровня защиты;

— Компартмент IV — хозяйства высокого уровня защиты.


В хозяйствах, отнесенных по результатам компартментализации к компартментам II, III и IV, запрещается выгул свиней за пределами территории хозяйств или даже вне животноводческих помещений хозяйств, проход и проезд посторонних лиц и транспорта, обеспечивается ограждение территории хозяйств способом, препятствующим проникновению диких животных, а также иные меры, предотвращающие возможность заноса сотрудниками, транспортом, дикими животными возбудителей заразных болезней животных.


Таким образом, под угрозой заражения и распространения АЧС могут находиться только хозяйства, имеющие компартмент I, и дикие кабаны, находящиеся рядом с такими хозяйства, так как в таких хозяйствах не приняты необходимые меры для предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных.


Плюс ко всему приказом вообще исключаются нормативы допустимого изъятия кабана, что не только не соответствует принципам сохранения биоразнообразия, но приведет к отсутствию условий и оснований принятия решений уполномоченными региональными органами при определении объема изъятия кабана, а также отсутствию порядка совершения таких действий в отношении кабана.


Отдельно необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с пояснительной запиской к соответствующему проекту приказа он разработан во исполнение пункта 6 раздела I Плана действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения на территории Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 № 2048-р (далее – План), согласно которому Минприроды России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти следует внести в нормативные правовые акты в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов изменения в части обеспечения в буферной зоне вдоль государственной границы Российской Федерации и вокруг свиноводческих комплексов, имеющих высокий уровень биологической защиты, шириной до 10 км возможности изъятия до 100 процентов поголовья кабана в целях предупреждения распространения африканской чумы свиней на территории Российской Федерации.


Мало того, что такое поручение и последующее принятие и государственная регистрация такого приказа противоречат Конституции Российской Федерации, международной Конвенции о биологическом разнообразии, но направлена на создание экологической катастрофы, потому что депопуляция дикого кабана – «изъятие до 100 процентов поголовья кабана», даже только на территории отдельных охотничьих хозяйств угрожает потере биоразнообразия в Российской Федерации.


Депопуляция любого вида животных приведет к экологической катастрофе, необратимым последствиям для животного и растительного мира, в том числе к развитию не изученных и опасных для человека процессов в окружающей среде.


Также остается еще один маленький вопрос – как принятие такого приказа коррелирует с заявленной целью и задачами Минприроды по увеличению численности охотничьих ресурсов до уровня экологической емкости среды их обитания, поддержанию видового и генетического разнообразия животного мира на территории Российской Федерации?


Вот такие вот итоги деятельности Минприроды России в сфере охотничьего хозяйства в Год экологии в России. Не густо, зато как глобально, хотя бы как минимум один приказ из двух запланированных они ведь приняли! Или в оставшиеся два месяца 2017 года нам еще предстоит удивиться?


Предпосылки к этому есть, ведь на общественное обсуждение регулярно выкладываются проекты актов (законопроекты, проекты приказов), поражающие своей новизной.

 

Источник: О некоторых итогах Года экологии в России для охотничьих животных

Похожие записи

Добавить комментарий